Правительство
Москвы существенно увеличило долю инвестиционных расходов в бюджете на
следующий год. Городские власти намерены, прежде всего, сосредоточиться
на развитии транспортной системы, в том числе метро, а также
формировании резерва площадок под строительство жилья. Опубликованная в
конце прошлой недели адресная инвестиционная программа соответствует
приоритетам, которые Сергей Собянин объявил, при вступлении в должность
мэра Москвы.
Тупиковой бюджетную политику прежних городских властей Сергей Собянин
назвал, выступая в Мосгордуме при утверждении его кандидатуры на пост
градоначальника. Он отметил, что в последнее время столица в основном
«проедала» деньги, почти ничего не вкладывая в развитие. «В структуре
бюджета слишком велика доля текущих расходов, взносов в уставные
капиталы хозяйственных обществ, субсидий, необусловленных целевыми
показателями. В то же время город все меньше и меньше вкладывает в свое
будущее», - подчеркнул г-н Собянин. По его мнению, если столица пойдет
по такому пути, она вскоре превратится в дотационный субъект федерации:
«В какой-то момент Москва развивалась неплохо, по своим темпам
лидировала среди регионов страны. К сожалению, ситуация изменилась, и
теперь Москва год от года отстает не только от мировых лидеров, но и от
российских территорий». После инаугурации градоначальник приостановил
рассмотрение проекта бюджета, который был внесен в столичный парламент
при его предшественнике, и потребовал пересмотреть адресную
инвестиционную программу в сторону увеличения. В итоге планируемые
затраты Москвы на развитие выросли с 18% расходной части бюджета до 25% и
теперь составляют 361 млрд рублей вместо 241 млрд рублей. Наибольший
прирост - с 38 млрд рублей до 131 млрд рублей - предусмотрен по статье
«дорожное строительство». Дополнительные средства потребуются
правительству Москвы для реализации так называемого «транспортного
Генплана» - масштабной программы развития транспортной системы города. Крупные вложения в адресной инвестиционной программе
предусмотрены на строительство пускового участка 4-го кольца от шоссе
Энтузиастов до Измайловского шоссе (20,895 млрд руб.), проект «Большая
Ленинградка», включая сооружение развязки у метро «Сокол» и ремонт моста
через канал им. Москвы (16 млрд рублей), а также реконструкцию связки
между Звенигородским шоссе и ММДЦ «Москва-Сити» (9 млрд руб.). Еще 7
млрд рублей выделяется на ставший долгостроем участок Краснопресненского
проспекта от Живописной улицы до Силикатного проезда и сооружение
направленных съездов с проспекта Маршала Жукова на МКАД. Сопоставимая
сумма будет направлена на строительство транспортного пересечения
Мос-ковской кольцевой автодороги с магистралью Вешняки - Люберцы и
небольшой участок трассы от проектируемого проезда №300 до Большой
Косинской улицы. На развитие транспортной сети «Внуково» - тоннельный
участок, ведущий в аэропорт, эстакаду на привокзальной площади,
реконструкцию Советской улицы и дорогу до Центральной улицы -
правительство Москвы заложило 1,9 млрд рублей. Отличительной особенностью нынешней программы
является формирование инвестиционных резервов, которые могут быть
задействованы при условии завершения проектирования тех или иных
объектов. Так называемые «нераспределенные лимиты» на дорожное
строительство на 2011 год предусмотрены в объеме 28,6 млрд рублей. Из
этих денег 4,9 млрд зарезервировано под сооружение пешеходных переходов,
12,5 млрд - на расширение перекрестков, 5 млрд - на создание выделенных
полос общественного транспорта. Судя по инвестпрограмме будущего года, городские
власти намерены совершить настоящий прорыв в метростроении. Расходы по
этой статье возросли почти вдвое - до 50 млрд рублей. Порядка 10 млрд
рублей будет направлено на завершение участка Люблинско-Дмитровской
линии от «Марьино» до «Красногвардейской» («Зябликово»), а на
строительство отрезка пути от «Чкаловской» до «Сущевского вала»
(«Марьина роща») выделят 2,3 млрд рублей. Наряду с этим будет резко
ускорено строительство продолжения Калининской линии от «Новогиреево» до
«Новокосино» (финансирование увеличено втрое - до 9,1 млрд рублей).
Продолжится также сооружение Митинско-Строгинской ветки на участке от
«Митино» до «Парка Победы», включая ответвление в депо. Начнутся работы по прокладке Бутовской линии от
станции «Старокачаловская» до станции «Битцевский парк», строительству
станции «Технопарк» Замоскворецкой ветки, отрезка пути
Таганско-Краснопресненской линии от «Выхино» до «Жулебино» и
Замоскворецкой линии от «Красногвардейской» до «Братеево». В списке
вновь начинаемых объектов также Люблинско-Дмитровская линия (от
«Марьиной рощи» до «Селигерской»), Калининская (от «Новокосино» до
«Руднево»), Калининско-Солнцевская (от «Делового центра» до «Парка
Победы» и от «Парка Победы» до станции «Раменки»), третий пересадочный
контур (от «Делового центра» до «Нижней Масловки»). Предполагается в
значительной степени обновить подвижной состав подземки: на закупку
новых метропоездов выделяется 5,2 млрд руб. Объем и структура жилищной программы тоже претерпели
существенные изменения. Затраты на нужды строительного комплекса в целом
выросли с 36 млрд руб. до 46,6 млрд руб. из которых 14,2 млрд руб. будут находиться в резервном фонде. На вводные объекты 2011 года
выделяется 26,9 млрд рублей. В центре Москвы в эксплуатацию планируется
сдать два корпуса на Серпуховской улице и жилой дом с гаражом на
Нижегородской улице. На севере столицы к заселению готовятся корпуса в
Бескудниково и Западном Дегунино, на северо-востоке - башня в Свиблово,
на востоке - дом в Гольянове, на северо-западе - корпус в
Хорошево-Мневниках, на западе - два дома в Кунцево. Масштабные работы предстоят в юго-западной
префектуре. Там завершается сооружение здания в поселке Бутово (корпус
20), жилого комплекса с подземной автостоянкой в районе Новые Черемушки
(корпуса 3-4-5), вторая очередь дома в районе Обручевский, ведется
инженерная подготовка территории и в районе Академический. Однако
традиционно большая часть бюджета жилищной программы - это освоение
Люберецких полей аэрации. В будущем году там предполагается сдать дом в
квартале №2, а также корпуса 1-4-9-10 в квартале №3. Впервые в
инвестпрограмме-2011 отдельной строкой выделено почти 10 млрд рублей на
освобождение площадок под будущее строительство. «Городу нужен серьезный
задел на перспективу, иначе в какой-то момент строительство может
затормозиться из-за отсутствия пригодных под застройку земельных
участков», - поясняют в городской администрации. Из объектов социальной инфраструктуры города на
будущий год запланирован ввод в эксплуатацию 8 школ на 4820 мест, а
также 14 детских садов на 2130 мест. На эти цели выделяется
соответственно 3,3 млрд и 1,6 млрд рублей. Еще 13,6 млрд рублей
находится в графе «не распределенный лимит». На эти средства может быть
дополнительно возведено 3 школы, 36 дошкольных образовательных
учреждений (ДОУ) и детский дом. На проектно-изыскательские работы по
детсадам в адресной инвестиционной программе заложено 1,7 млрд рублей в
том числе по 11 ДОУ в Центральном округе, по 16 - в Северном, по 13 в
Южном и Западном, по 12 - в Северо-Западном. В Северо-Восточном округе
создается задел под строительство 11 детсадов, в Юго-Восточном - под 10,
в Юго-Западном - под 6, в Восточном - под 4. В 2011 году в Москве
появится 2 новые поликлиники на 1500 посещений, два больничных корпуса
(в инфекционной больнице №2 и Измайловской ГКБ), продолжится
реконструкция НИИ «Скорой помощи» имени Склифосовского и НИИ неотложной
детской хирургии и травматологии. Кроме того, запланировано к вводу 7
физкультурно-оздоровительных комплексов. В духовное развитие москвичей будет вложено 3 млрд
рублей. На эти деньги планируется завершить реконструкцию театра
«Геликон-опера», регенерацию дома-музея Ильи Глазунова «Московская
усадьба», реконструкцию Московского театрально-концертного музыкального
объединения и строительства зданий Московской академии акварели и
изящных искусств Сергея Андрияки на улице Академика Варги. Особняком в программе стоит Зеленоград, на нужды
которого в адресной программе предусмотрено 2,5 млрд рублей. Практически
все средства направят на нужды транспорта и инженерного хозяйства
города-спутника.